Влияние установок, представлений и системы ценностей на первое впечатление.
При первой встрече с человеком мы составляем свое представление о нем буквально за доли секунды. Однако это представление может оказаться в значительной степени ошибочным.
Как часто, смотря телевизор или слушая радио, мы ловим себя на мысли: «Нет, этот человек меня определенно раздражает!», или «Ну что за борода - побриться, что ли, не мог!» (это всего лишь пример, так что прошу бородачей не обижаться), или «Ну и голосок у нее - скрипучий, как у ведьмы!»
Вы еще ни секунды не общались с человеком лично, а уж составили о нем негативное представление, основанное на зрительном и звуковом впечатлении, а также на своих предубеждениях. Однако тот, кто вам так «противен» или - говоря мягче - «неприятен», на самом деле может оказаться вполне милым добрым и располагающим к себе человеком, и вы, пообщавшись с ним лично, возможно, почувствовали бы к нему искреннюю симпатию!
Политики прекрасно знают об этом стереотипе человеческого поведения и нередко сознательно изменяют свой голос, внешний вид и манеру поведения с целью завоевания всеобщей популярности. Например, Маргарет Тэтчер в свою бытность премьер-министром Великобритании специально понижала тон голоса и замедляла темп речи, чтобы ее слова звучали более внушительно и проникновенно. Именно поэтому некоторым актерам удается стать такими успешными политиками: ведь они просто хорошо «играют роль», используя свои профессиональные навыки. Не секрет, что в наше время большинство избирателей голосуют не за тех кандидатов, у кого хорошая предвыборная программа, а за тех, кто лучше выглядит и говорит на экране телевизора, то есть за тех, кто кажется народу более искренним, честным и заслуживающим доверия...
Я вовсе не сторонник того, чтобы политики и дальше продолжали дурачить простых людей, и не призываю вас делать то же самое: моя цель - всего лишь показать огромное влияние внешних факторов на создание имиджа.
Какие внутренние факторы оказывают на нас влияние?
К таким внутренним факторам относятся:
♦ установки (поведенческие стереотипы) и представления (стереотипы восприятия);
♦ система ценностей и давление социального окружения;
♦ предубеждения и предвзятые мнения. Установки и представления Необходимо осознавать, что при встрече с вами любой человек исходит из собственных установок и воспринимает вас по-своему. Вы также воспринимаете его по-своему.
Отказываясь признавать правоту этого утверждения, вы только затрудните свое общение с другими людьми.
Плохие руководители, например, считают, что их подчиненные похожи на них самих – то есть так же амбициозны и так же стремятся сделать карьеру. Если мотивацией для таких руководителей служит лишь достижение поставленной цели и соответствующее денежное вознаграждение - подходит ли это для всех остальных? Конечно же, нет, все люди разные, и мотивация у каждого своя.
Итак, из чего же складываются наши установки перед Общением с кем-либо? Это - предыдущий опыт общения, сведения об этом человеке, скорее даже об этом «типе человека», а также ситуация, в которой происходит общение.
Все сказанное отлично иллюстрирует случай, произошедший со мной несколько лет назад, когда я проводила профессиональный тренинг в конференц-зале одного из отелей в южной Англии. Слушатели прибыли утром, я встретила их с улыбкой и поприветствовала, стараясь создать непринужденную атмосферу. На большинство из них это подействовало, однако две дамы с каменным выражением лица игнорировали все мои усилия, будучи настроены по отношению ко мне явно недружелюбно Преподаватели бизнес-курсов довольно часто сталкиваются с подобным отношением: ведь многие компании отравляют своих сотрудников на профессиональные тренинги приказном порядке. Отдуваться же за это вынужден тренер, которому приходится из кожи вон лезть, чтобы увлечь тех, кто не желает учиться, и при этом не обделить вниманием всех остальных. Я решила, что в моем случае проблема заключалась именно в этом.
Незадолго до перерыва на кофе я заметила в поведении двух моих недоброжелательниц перемену к лучшему: они начали проявлять заинтересованность и даже стали улыбаться.
Тогда я подумала: уж не мой ли открытый подход помог преодолеть их изначальную враждебность?
Во время перерыва эти дамы подошли ко мне и извинились за свое поведение. Они объяснили, что накануне участвовали в другом тренинге, который оказался, по их словам, «просто отвратительным ».
Они были сильно раздосадованы тем, что потратили на него столько времени и все зря, тем более приехав издалека, из самой Шотландии. Поскольку предыдущий тренинг оказался никуда не годным, эти дамы решили, что и следующий будет ничуть не лучше. К счастью, все оказалось не так, однако этот пример прекрасно иллюстрирует то, как прежний опыт может формировать тот или иной стереотип поведения.
Система ценностей
У каждого из нас существует своя система ценностей, через призму которой мы воспринимаем окружающий мир. Мы любим подгонять всех и каждого под определенные категории и мыслим стереотипами: это помогает дать оценку себе, делая окружающий мир привычным и понятным. Конечно же, стереотипный подход может приводить и часто действительно приводит к ошибкам, в результате чего манера общения, избранная нами с самого начала, оказывается неверной.Подобное можно часто видеть в профессиональной среде, присутствует разделение людей на «своих» и «чужих». Вот примеры некоторых стереотипов. Все профсоюзные вожаки - жадины и нахалы, а начальники - эксплуататоры и эгоисты. Адвокатов бухгалтеров и учителей называют «работниками умственного труда», а секретарей и офисных работников - «вспомогательным персоналом». Отнесение человека к определенному типу или категории облегчает нам его идентификацию. Ведь зная статус человека, мы лучше поймем, как с ним общаться - не правда ли? Нет, неправда! Это - заблуждение.
Чем объективнее вы будете при общении с другим человеком и чем внимательнее отнесетесь к его взглядам (даже если сами не разделяете их), тем лучше вы сможете понять этого человека и тем более адекватной будет выбранная вами тактика поведения, включающая мимику, язык тела, звучание голоса и подбор слов.
Предубеждения
Все мы перенимаем убеждения и предубеждения у наших родителей, опекунов, религиозных наставников, учителей, друзей и других людей, являющихся для нас авторитетами. Возможно, кого-то в детстве «приучили» не любить или избегать людей другой культуры. Может быть, кто-то привык считать себя выше других из-за своего образования или социального положения. Кто-то с предубеждением относится к женщинам или, наоборот, к мужчинам. Кто-то не любит слишком полных, а кто-то - слишком худых людей. Если у вас есть предубеждения. они будут сопровождать вас повсюду и всегда сказываться на вашем стиле общения, проявляясь, например, в снисходительности или враждебности по отношению к некоторым категориям людей.От предубеждений бывает очень трудно избавиться перед! встречей с другим человеком, поскольку, как я уже говорила мы инстинктивно подгоняем людей под готовые стереотипы.
Нам гораздо удобнее общаться с людьми, следуя определенной модели поведения. Однако такой подход часто направляет нас по ложному пути.
Другим фактором, оказывающим на нас мощное воздействие и формирующим наши представления, являются средства массовой информации. С экрана нам постоянно внушают, что женщины должны вести себя так, а мужчины - этак; что все мы должны быть высокими, стройными, мускулистыми, загорелыми и т. д. Немудрено, что многих это сбивает с толку и приводит к чувству неудовлетворенности собой. Чтобы стать мастером эффективной коммуникации, человеку, прежде всего, необходимо осознать собственную индивидуальность и обрести чувство внутренней гармонии.
Предвзятые мнения
Предвзятое мнение о человеке, с которым мы общаемся, может возникнуть у нас на основании чьего-нибудь отзыва о нем. В своей практике я неоднократно сталкивалась с этим. Например, когда собираюсь проводить тренинг, семинар или участвовать в заседании, некий доброжелатель советует мне быть осторожнее с мистером X, поскольку он-де проблемный и конфликтный тип. Если я приму подобный совет во внимание, это повлияет на мое восприятие. В таком случае перед встречей я буду нервничать и говорить себе: «Ну ничего, я справлюсь, я не дам ему взять над собой верх», в результате чего отношение к этому человеку станет агрессивным, хотя пока еще ничем себя не проявил!Или я буду думать: «Хоть и все обошлось... А вдруг я не справлюсь?», вследствие чего мое поведение станет неуверенным, я потеряю авторитет в глазах окружающих и со мной перестанут считаться.
Однако в действительности «проблемный тип», как правило не доставляет особых хлопот. И вовсе не потому, что он вдруг, ни с того ни с сего, становится другим, а потому, что я не допускаю в общении с ним никакой предвзятости. Я сохраняю объективность и стараюсь прежде всего внимательно слушать человека, чтобы понять, из каких установок он исходит.
На общении могут сказываться обстоятельства, при которых вы встречаете человека, а также его социальный статус. Как бы вы повели себя, если бы в вашу комнату вдруг вошла кинозвезда первой величины? Я бы, наверное, смутилась и стала лепетать что-нибудь несвязное, а то и вовсе не смогла бы вымолвить ни слова. В таких обстоятельствах это вполне понятно. Но иногда подобную реакцию способны вызвать и вполне обычные люди - например, ваш свекор или ваша теша, когда вы думаете, что занимаемое ими положение чем-то «выше» вашего.
Если не изжить в себе этого заблуждения, оно будет подрывать вашу уверенность в себе и негативно влиять на отношение к этим людям, а значит, и на качество вашего общения с ними.